rechi_k_bogu (rechi_k_bogu) wrote,
rechi_k_bogu
rechi_k_bogu

Сокровенный смысл формулы "три Ипостаси, но один Бог" по Василию Великому

Продолжаю вникать в премудрость Василия Великого. Самая суть его интерпретации Троицы, как я её понял, состоит в следующем: хотя Ипостаси три, и каждая из Них есть Бог, но при этом Бога не три, - потому что эти три Ипостаси не независимы одна от другой, как могут быть независимы один от другого люди, у одного одна воля, одно мнение, у другого другая воля (гномическая), другое мнение - а Ипостаси жёстко связаны между собой, завязаны в жёсткой конструкции. И тут не надо пугаться слова "жёсткое", потому что на самом деле эта жёсткость обеспечивается (создаётся) любовью, на основе любви. И так, есть жёсткая конструкция, с безусловным единоначалием, грубо говоря с распределёнными ролями. И тогда становится очевидно, что ни о каком троебожии речи быть не может. Это один Бог, одна "монолитная" конструкция - какое же тут может быть троебожие.
Сомнение может быть де а как же простота Бога. Не знаю. Простоты в Троице, так понимаемой, разумеется нет. Да и ладно, не думаю что это так уж важно.
И о Божественной природе (которая одна). По Василию Великому, как я его понял, можно сказать что общая природа трёх Ипостасей заключается в нетварности каждой из них (кстати, нетварность можно понимать как запредельность нашему тварному миру). Это общее им. И ещё общее: уникальность каждой из них. Причём такая уникальность, которой нет в тварном мире. Любая вещь в тварном мире, самая наиуникальнейшая из уникальных, - не уникальна в том смысле, что ну вот есть например картина "Мадонна" Леонардо Да Винчи - так она уникальна разве что какими-то своими особенностями, но не уникальна в том что есть и множество других картин. А Ипостаси - не так - другого Бога Отца (Причины) нет, другого Бога Сына (Слово, Логос) нет, другого Духа (дух истины, дух утешитель, дух раздающий дарования) нет.
Tags: Василий Великий, догматика
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 149 comments